Ау, оракулы!Нам фантастика нужна, но не всякая
В 2010 году к центру Земли отправится исследовательская экспедиция. Через 25 лет человечество вступит в контакт с внеземными цивилизациями. А еще через 40 лет будет установлен полный контроль над климатом: Эти и другие предсказания, которые сделал полвека назад английский писатель-фантаст Артур Кларк, кажутся слишком смелыми и несбыточными. Однако известный популяризатор науки, ведущий программы "Очевидное - невероятное", профессор Сергей Капица ставит прогнозам Кларка "пятерку". Ведь многое из того, что загадал писатель, уже сбылось. Пытливые читатели подсчитали, что примерно 70 процентов его предсказаний попали в "десятку". В том числе: высадка астронавтов на Луне, всемирная библиотека (в виде Интернета), персональная радиоаппаратура (мобильные телефоны), клонирование.
Недавно С.Капица пригласил ученых и журналистов в Российский новый университет на круглый стол, посвященный проблемам научной фантастики и в целом прогнозированию. Обсуждалось не только творчество А.Кларка, автора многих фантастических произведений, в том числе сценария оскароносного кинофильма "2001: Космическая одиссея" (режиссер - С.Кубрик). Отдавая должное таланту писателя, Сергей Петрович предложил мыслить шире, ставя вопросы о сути и роли фантастики в развитии общества. С.Капица выделяет в фантастике два направления: "техническое" (научное) и "социальное". Прогноз, который А.Кларк выдал любопытнейшим списком в книге "Контуры будущего" в 1962 году, можно квалифицировать как "технический". Автор, так же как и многие другие фантасты, пишущие о различных технических достижениях, следит за развитием фундаментальной науки и переводит эти знания в плоскость последующего практического применения. То есть секрет здесь прост. Но, разумеется, это не снижает ценности догадок. Ведь речь идет о великолепном чутье, интуиции творческих людей, которое отличает и настоящих ученых-исследователей.
В связи с этим специальный гость круглого стола - директор Института теплофизики экстремальных состояний РАН академик Владимир Фортов - напомнил историю А.Эйнштейна. Физик еще в 10-летнем возрасте задавался вопросом о том, что он увидит, если побежит со скоростью ветра. Именно тогда, видимо, и закладывались основы его теории относительности. "Надо быть ребенком, чтобы сделать открытие", - сказал академик, подразумевая, что исследователям для успеха надо уметь выходить за рамки общепринятого.
Социальная фантастика, как определяет С.Капица, - это более сложное по своему характеру творчество. Здесь предмет менее предсказуемый - общество. Понимать его природу и видеть перспективы его развития весьма непросто. Представления здесь ценны тем, что должны передавать реальные тенденции, в том числе негативные, опасные для человечества. В качестве примера приводился роман Жюля Верна "Париж, 1968 г.". Знаменитый французский фантаст получил заказ на написание футуристического произведения о столице Франции спустя 100 лет. Роман был написан. Но: запрещен самим издателем. Заказчика расстроил социальный пессимизм произведения.
Ж.Верн, как потом оказалось, довольно точно описал будущее своего города, заглянув на век вперед. Это буржуазный мир с пробками на дорогах, подземным и наземным метро, с плотным телефонным сообщением, с факсимильной передачей данных, утрачивающий исторические кварталы, многое из традиционных культурных ценностей. Об удивительном прозрении писателя стало известно случайно. Рукопись была найдена не так давно в сейфе в фамильном доме Вернов. Сначала ее приняли за мистификацию. После проверки на подлинность книга была издана, в том числе переведена на русский язык.
И научная, и социальная фантастика прошлого, по мысли С.Капицы, отличались своей конструктивностью, созидательным характером, прежде всего потому, что были тесно переплетены друг с другом. Писатели (Ж.Верн, А.Кларк, Г.Уэллс, К.Чапек и другие) в ситуации духовного кризиса общества пытались разрешить мучительные вопросы своего времени. Сергей Петрович напомнил также имена отечественных фантастов: братьев Стругацких, И.Ефремова. Конечно, многие из их произведений можно расценивать как уход в идеальные миры, своеобразный гипноз для миллионов читателей, позволявший закрыть глаза на реалии их будней. Но в любом случае конструктивизм этих фантастов очевиден. Все они пробуждали дух открытий и дальнейших свершений, одновременно связывая их описание с проблемами философского, этического характера. С пессимизмом оценивая будущее, они проводили своеобразную профилактику социальных болезней.
Ныне, считает популяризатор науки, наблюдается очередной серьезный кризис сознания человечества. И, как следствие, снова созрел социальный заказ на научную фантастику, на конструктивные прогнозы. Но ниша эта пока заполняется другим: книгами в жанре "фэнтези" и религиозной литературой. И то, и другое, по его мнению, есть уход от реальности, причем иррациональный, не несущий в себе положительного заряда. Свежий пример отечественного "фэнтези" - фильмы "Ночной дозор", "Дневной дозор". К тому же, часто подобные творения - банальные "страшилки", за которыми легко можно усмотреть маркетинговые ходы заинтересованных лиц и компаний. Сюда можно отнести недавние прогнозы с околокомпьютерными страстями: "эффект 2000", когда пользователям всего мира твердили о предстоящем глобальном сбое в работе компьютеров при наступлении 2000 года. В информационной кампании по поводу птичьего гриппа ученый допускает наличие определенных фармацевтических интересов. Кстати, среди вечных "страшилок" С.Капица назвал Библию, где будущее описывается весьма мрачно... Страшное же в "страшилках", по его мнению, то, что перестаешь понимать, где реальные опасности, теряешь веру в свои силы и возможность найти какую-либо истину. Как в известной притче про мальчика-лгуна и волков.
:У классика жанра Артура Кларка, которому в следующем году исполнится 90 лет, до сих пор сохранился оптимизм предсказаний. По его убеждению, уже через несколько десятков лет люди установят контроль над гравитацией, создадут искусственный интеллект, изменят нынешние представления о времени и пространстве, и тогда, по мнению писателя, начнется отсчет новой истории человечества. Можно верить в эти предсказания, и можно их отрицать. Но гораздо важнее, чтобы научная фантастика выступала в содружестве с социальной, учитывала не только развитие науки, но и нравственное состояние общества. Именно тогда прогнозы не только будут поражать воображение фактами, подталкивая научную мысль, но и будут поучительными для современников.
Чимиза ЛАМАЖАА
С разрешения партнера конкурса газеты "Поиск" (Москва)
Вернуться
|